Юрій Омельченко про футбол, Швецію і… смажену картоплю
Пропонуємо до вашої уваги інтерв’ю чернівчанина-найтитулованішого східноєвропейського орієнтувальника Юрія Омельченка для тижневика «2000» (мовою оригіналу).
Так называют украинца ЮРИЯ ОМЕЛЬЧЕНКО, который первым нарушил гегемонию скандинавов в их коронном виде — спортивном ориентировании. Сенсационно выиграв чемпионат мира 1995 года, он входит в топ-группу мировой ориентировочной элиты.
В парковом ориентировании Омельченко перекрыл все возможные рекорды, побеждал в последних трех розыгрышах Кубка мира, за что и получил неофициальный «королевский титул».
А еще Юрия считают находкой для массмедиа — за оригинальный имидж, общительность и веселый характер. В родных Черновцах украинский легионер шведского клуба «Орион», как правило, бывает один-два раза в году. Во время последнего визита Юрий не только повидался с родными и друзьями, но и дал эксклюзивное интервью еженедельнику «2000».
«Реал» закончился в… Мамаевцах
В детстве Юрий, как и большинство сверстников, мечтал о футбольной славе. Потому и записался в футбольную секцию. И кто знает, может, забивал бы сейчас голы в каком-нибудь «Реале» или «Милане», если бы не трагикомический случай, который приключился с его командой.
Как-то уверенная в своей всесильности, по крайней мере на местном уровне, юношеская «Буковина» отправилась на очередную игру в Мамаевцы, что неподалеку от Черновцов. И проиграла со счетом, который один из лидеров той «Буковины» до сих пор стесняется произносить вслух.
Как не обделенный чувством юмора человек, он свое непосредственное участие в этом провале комментирует так: «Я, кажется, так и не коснулся мяча. Простоял целый матч возле боковой линии без единого пасика. Наверное, партнеры перепутали меня с лайнсменом».
Как бы то ни было, после этого разгрома Омельченко решил завязать с футболом, а со временем, на счастье, подался в ориентирование.
По паркам бегать приятнее
— Юрий, после победы на чемпионате мира-1995 в классическом ориентировании вы сконцентрировались на парковом варианте данного вида спорта. Это связано с его олимпийскими перспективами или же сыграло роль то, что на этапах паркового Кубка мира более солидные призовые?
— Парковое ориентирование отображает лучшие стороны нашего спорта: оно быстрее, насыщеннее, зрелищнее. Здесь необходима полная концентрация. Ошибка в 30 секунд отбрасывает на десяток мест назад. Мне нравится то, что там высокие скорость и интенсивность. А деньги — это в последнюю очередь. Все спортсмены помешаны на достижении результата. И каждый занимается тем, что, на его взгляд, у него получается лучше.
— Когда трижды подряд выигрываешь Кубок мира, не притупляются победные эмоции?
— Возможно, такой момент присутствует в «классике». Тем более что там соревнования проходят в лесу без болельщиков. А вот в парковом ориентировании победа на каждом этапе приносит море эмоций. Сама атмосфера очень праздничная. И финиш — на людях.
— Кажется, «серебро» последнего чемпионата мира по классическому ориентированию тоже принесло вам море эмоций…
— На чемпионатах мира я уже много лет не выигрывал медали. Это «серебро» примечательно тем, что завоевано на длинной дистанции. Многие раньше считали меня специалистом исключительно по спринту. И, конечно, хотелось доказать свою универсальность на мировом уровне. Вообще-то на чемпионате мира в Швейцарии я прежде всего рассчитывал на короткую дистанцию. Медаль там не удалось взять, но и четвертым местом остался доволен.
Скандинавский спорт на украинском ландшафте
— Если бы в свое время вы не уехали в Швецию, как думаете, список достижений сейчас был бы таким же весомым?
— Если бы я не выиграл чемпионат мира, понятно, в Швецию тоже не попал бы (им нужны именно титулованные спортсмены, а не просто высококлассные). В таком случае не уверен, что продолжал бы заниматься ориентированием вообще.
По крайней мере сейчас, спустя восемь лет, финансовые трудности взяли бы верх. В Швеции же я работаю в школе. Не на полную ставку — на 70—80%, так чтобы оставалось время на тренировки. Зато спокойно себя чувствую с финансовой стороны. У меня сын родился, и за него я тоже спокоен — могу его содержать.
Когда я жил в Черновцах, трудно было прогрессировать без нормальной подготовки, которая напрямую зависела от финансирования. Хотя слышу, что в других регионах и областные спорткомитеты, и другие организации более-менее поддерживают спортсменов. А у нас это все почему-то запущено. Хотя вид у наших людей довольно богатый. То есть как житель Черновцов в Украине ты чувствуешь себя нормально. А как спортсмен — полный провинциал. Как-то нелогично.
Но у нас вообще страна парадоксов. Я купил неделю назад здесь в секонд-хенде совершенно новые кроссовки: модель этого года за треть цены! Для меня это непонятно, поскольку в Швеции распродажи этой модели еще не было!
— Шведские ученики следят за вашими выступлениями?
— Не то слово! Не успеваю переступить порог спортзала, а они уже мне говорят, как я выглядел на фотографии в газете и как они радовались, когда я упомянул в интервью родную школу.
— Бывает, что приходится в школе демонстрировать способности в других видах спорта?
— В нашей школе 90% учеников — дети иммигрантов. Понятно, что для них спорт номер один — футбол. Поэтому бывает непросто заинтересовать другими видами. Когда захожу в тупик, устраиваю футбольные баталии. Выбираю себе слабеньких учеников, а другую команду составляют те, кто считает, что умеет хорошо играть. Последняя такая игра закончилась со счетом 10:0 в нашу пользу. Правда, после этого я неделю не мог тренироваться.
— В чем секрет популярности ориентирования в Скандинавии?
— Во-первых, это сложилось исторически, все-таки оно зародилось именно в североевропейских странах. Ориентирование там входит в школьную программу. Кроме того, это семейный спорт. Чаще всего родители и заражают детей. Ездят вместе на соревнования, тренировки. Самое главное, чтобы была хорошая компания. Если ребенок находит себе там друзей, то и шансов остаться в этом виде у него больше.
— Киев будет принимать чемпионат мира-2007. Как считаете, сможем провести его на должном уровне?
— В плане организации если и могут быть проколы, то из-за того, что у нас недостаточный опыт проведения соревнований такого уровня. Но надеюсь, что люди, ответственные за подготовку, посетят крупные чемпионаты, посмотрят, как это делается, и приспособят все к нашим условиям. Такой чемпионат проводить нелегко. И хочется верить, что мы лицом в грязь не ударим.
— А вы, наверное, мечтаете, чтобы такие соревнования проходили и в родных Черновцах?
— Это действительно моя мечта. На Буковине природа уникальная для нашего вида спорта. Оползни и девственный лес создают идеальную местность для ориентирования. Это было бы приятной неожиданностью для ориентировщиков всего мира. Надеюсь, когда-нибудь это таки случится.
Жарю картошку по-нашему
— С кем из бывших советских спортсменов в Швеции поддерживаете отношения?
— Раньше дружили семьями с чемпионом мира по прыжкам с шестом Игорем Потаповичем и футболистом, олимпийским чемпионом Сеула1988 Евгением Кузнецовым. Потапович переехал в Испанию, так как перешел на менеджерскую работу. А Кузнецов сейчас тренирует команду высшего дивизиона, поэтому с ним тоже видимся очень редко.
— Сильно ли изменилась жизнь после рождения первенца Максима?
— Сейчас мы с супругой понимаем, что это именно то, чего не хватало нашей семье. Возможно, мы немного меньше отдыхаем, зато сынишка добавляет столько позитивной энергии! И я не чувствую, чтобы это ущемляло мой тренировочный процесс. Жену Ингу это тоже не отягощает. С тремя детьми, возможно, будет посложнее. В планах у нас трое детей.
— Как расслабляетесь после соревнований: на машине любите «летать»?
— Конечно, люблю. Но так как у нас появился ребенок, жена сдерживает мои «шумахерские» порывы. Так что скорость теперь я могу чувствовать только в самолете и в скоростном поезде.
(Когда речь зашла о кулинарных пристрастиях, Юрий вспомнил, как еще до переезда в Швецию он выступал в Польше за один местный клуб. После месяца в чужой стране он так заскучал за символом украинской кухни, что нашел автобус с нашими туристами и обратился к женщине: «Тьотю, дайте, будь ласка, шматочок сала і цибульку. Але таку «скажену», щоб відчувалося, що наша».)
В Швеции с салом тоже напряг, — продолжает рассказ Омельченко. — Но мы и к скандинавской кухне приспособились. Там много интересных вкусных блюд. Из местных продуктов тоже пытаемся изготовить что-то «наше». Мое коронное блюдо — жареная картошка с кусочками мяса. И когда я приступаю к его приготовлению, жена чуть ли не до потолка прыгает от радости.
Справка «2000». Юрий Омельченко — мастер спорта международного класса по спортивному ориентированию. Родился 6сентября 1971 года в Черновцах.
С 1996 года живет и тренируется в Швеции, где защищает цвета клуба «Орион» из города Карслкроне.
Высшие достижения в ориентировании:
классический вид — чемпион мира 1995 г., серебряный призер мировых первенств 1994 и 2003 гг. Серебряный призер чемпионата Европы-2000, 2002 гг., бронзовый — 2002 г.
парковый вид — победитель Кубка мира 2000, 2001 и 2002 гг, серебряный призер Кубка мира 1998 г.
Женат. Супруга — мастер спорта по художественной гимнастике Инга Олейник. Сыну Максиму два года.
Георгий МАЗУРАШУ